Выставка

"Оружие и доспехи: от Средневековья к современности"

где: Отдел "Окно в Азию"

Узнать больше

Выставка "Время первых" к 360-летию Иркутска

где: Отдел "Окно в Азию"

Узнать больше

Выставка "От острога до города"

где: Отдел истории

Узнать больше

Иркутский областной краеведческий музей запускает сервис онлайн-продажи билетов

где:

Узнать больше

Иркутский областной краеведческий музей стал участником проекта «Пушкинская карта»

где:

Узнать больше

Изменения в режиме посещения музея

где:

Узнать больше

Проекты и программы

Артефакты ВСОРГО. Повязка от головной боли

Одним из необычных экспонатов Иркутского областного краеведческого музея можно назвать специальную повязку для избавления от головной боли. Она сделана в начале XIX века тофаларами. Экспонат поступил в фонды благодаря сборам выдающегося этнографа Бернгарда Петри в 1925 году.

Тофалары – один из древнейших и самых малочисленных тюркоязычных народов Саян, занимающийся охотой и оленеводством. В научной литературе и в официальных источниках тофалары вплоть до 1934 года назывались карагасами по названию одного из родов. До конца 20-х годов XX века они вели кочевой образ жизни. Современные тофалары живут в поселках Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара на территории Нижнеудинского района Иркутской области.

По всей длине повязки из красной ткани выполнена вышивка из оленьего волоса и сухожилия в виде волнистой линии с закрученными против часовой стрелки спиралями. Подобный древний и, судя по всему, традиционный для тофаларов орнамент можно увидеть и на других предметах из сборов Петри, а также на рисунках, которые, предположительно, сделаны рукой этнографа.

Вообще спираль является характерным для многих культур символом времени и вечности. Она связана с идеей вечного циклизма и повторения, круговорота жизни и смерти. Считается, что закрученная по часовой стрелке спираль является символом развития, а против – угнетения.

Обычно лечением больных людей и животных у тофаларов и других народов Сибири и Севера занимались шаманы. В каждой юрте хранилось несколько онгонов, основные функции которых состояли в предостережении от болезней и других неприятностей. В число этих онгонов входили также шаманские атрибуты: шапка, пояс и плеть. Если кто-то заболевал в чуме, до приезда шамана этими предметами начинали «врачевать» – накрывали больного шапкой, поясом, били плетью. Если рядом шамана не было, то обряд совершали ежедневно.

Также в случае болезни и других бед или для их предотвращения шаманы-тофалары посвящали оленей или лошадей. Обряд посвящения животных с целью сохранения благополучия рода отмечен исследователями у многих народов Сибири. Ученые предполагают, что посвящение животного духу-хозяину местности – это воплощение договорных отношений между людьми и духами, символ совместного владения данной территорией.

Кроме того, шаманы использовали лекарства из растительного и животного сырья. Любимыми средствами тофаларских шаманов был мускус, который добывали от кабарги, и бобровая струя, которую они выменивали у сойотов. Применяли также медвежью желчь, каменное масло, смолу мумие. Многие легкие заболевания простудного характера, расстройства желудка, опухоли десен лечили, применяя отвары или порошки различных трав и их корней. Так, широко использовали корневища и листья бадана, корневища папоротника, цветы, молодые листья и ветки болотного багульника, листья кашкары, лиственничную камедь, березовую чагу, олений мох, ягоды брусники, голубицы, жимолости, кедровую смолу.

Страдающих хроническим ревматизмом, по словам этнографов, шаманы отправляли к известным им минеральным ключам. Однако средства народной медицины оказывались бессильными против инфекционных заболеваний, таких как грипп, оспа, холера, туберкулез. Сохранились воспоминания стариков о том, что от эпидемий гриппа и оспы вымирали целые роды. Так, например, род кара-Ьааш, от которого в прошлом пошло название «карагасы», целиком вымер в конце XIX века от оспы.