Выставка

"Оружие и доспехи: от Средневековья к современности"

где: Отдел "Окно в Азию"

Узнать больше

Выставка "Время первых" к 360-летию Иркутска

где: Отдел "Окно в Азию"

Узнать больше

Выставка "От острога до города"

где: Отдел истории

Узнать больше

Иркутский областной краеведческий музей запускает сервис онлайн-продажи билетов

где:

Узнать больше

Иркутский областной краеведческий музей стал участником проекта «Пушкинская карта»

где:

Узнать больше

Изменения в режиме посещения музея

где:

Узнать больше

Проекты и программы

Артефакты ВСОРГО. Чукотская меховая рубаха – ирын

Зимний гардероб чукчей включал в себя двойную меховую рубаху – ирын. Она, как и вся одежда для этого сезона, традиционно шилась из пыжика – подросшего оленьего теленка, убитого осенью. Именно такая рубаха хранится в фондах Иркутского областного краеведческого музея. Она была передана известным этнографом Владимиром Богоразом, который во время Якутской экспедиции изучал этнографию чукчей. Всего им было передано в фонды 175 уникальных предметов.

Как и вся зимняя одежда, ирын сшита из двух шкур шерстью наружу, так что обе они, сложенные вместе мездрой, плотно прилегают друг к другу и надежно защищают владельца от любого мороза. Благодаря мягкости оленьей шерсти ирын можно носить без нижнего нательного белья. Рубаха была удобна и практична в повседневной носке. Покрой ее, широкий в плечах и узкий в кистях, позволяет чукче в минуты покоя и сильного мороза выдернуть руки из рукавов и сложить их на груди. Снизу такая рубаха чуть выше колен и опушена, как правило, узкой полоской собачьего меха. Но щеголи предпочитали мех выдры или росомахи. Оленные же чукчи считали белый цвет пыжика самым нарядным.

Чукчи – искаженное чукотское слово «чавчу», что значит «богатый оленями», которым русские, якуты и ламуты называют народность, проживающую на крайнем северо-востоке России. Чукчи подразделялись на оленных – тундровых кочевых оленеводов – и приморских – оседлых охотников на морского зверя, живущих совместно с эскимосами. С русскими чукчи столкнулись впервые еще в XVII столетии. В 1644 году казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края. В 1770 году после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен, и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения.

К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. Постепенно она увеличивалась, что сопровождалось выделением территориальных групп: колымской, анюйской (малоанюйской), чаунской, омолонской, амгуэмской (амгуэмо-вонкаремской), колючино-мечигменской, онмыленской, туманской (вилюнейской), олюторской, берингоморской и других. В 1897 году численность чукчей составляла примерно 11 тысяч человек. В 1930 году образовался Чукотский национальный округ, с 1977 – автономный округ. Согласно данным переписи 2010 года, численность чукчей составляла 16 тысяч человек.