Выставка

"Оружие и доспехи: от Средневековья к современности"

где: Отдел "Окно в Азию"

Узнать больше

Выставка "Время первых" к 360-летию Иркутска

где: Отдел "Окно в Азию"

Узнать больше

Выставка "От острога до города"

где: Отдел истории

Узнать больше

Иркутский областной краеведческий музей запускает сервис онлайн-продажи билетов

где:

Узнать больше

Иркутский областной краеведческий музей стал участником проекта «Пушкинская карта»

где:

Узнать больше

Изменения в режиме посещения музея

где:

Узнать больше

Проекты и программы

Артефакты ВСОРГО. Ламутский капор – авун

В Иркутском областном краеведческом музее хранится очень интересная зимняя шапка из меха белки – авун, принадлежавшая ламутской женщине. Она попала в фонды благодаря сборам известного этнографа Владимира Иохельсона, который во время знаменитой Якутской (Сибиряковской) экспедиции 1894–1896 годов изучал быт, язык и культуру народов, проживающих на одной из крупнейших рек Якутии – Колыме.

Среди этих народов были и ламуты – устаревшее название эвенов – сибирского тунгусо-маньчжурского народа, родственного эвенкам. По происхождению и культуре они представляют собой ветвь эвенков, вытесненных в X–XIII веках на северо-восток якутами. Их антропологические и культурные особенности обусловлены тесными связями с юкагирами, коряками и чукчами. Они традиционно занимались оленеводством, охотой и озерно-речным рыболовством. Некоторые группы эвенов совершали летом регулярные длительные перекочевки с оленями на побережье для ловли лосося и заготовки юколы, зимой – во внутренние районы для пушной охоты.


Одевались эвены в кафтан (таты) из цельной шкуры енисейского и восточно-сибирского типов с клиньями сзади и швами на груди, нагрудник (нэл), короткие штаны (хэрки) и ноговицы. На голове обычно был капор – авун. Одежда и обувь богато украшалась вышивкой подшейным волосом оленя, бисером голубого, белого, черного и красного цветов, металлическими бляшками, колокольчиками и другими элементами.

Капор – наиболее распространенный вид головного убора, его носили и женщины, и мужчины. Летний шили из ровдуги или сукна, зимний – из меха оленя, лисы, белки с опушкой россомахи. Основу раскроя составляла полукруглая затылочная деталь, к которой по периметру пришивали узкие полоски ровдуги и меха. Участки ровдуги расшивали бисером и подшейным оленьим волосом, на меховых полосках располагали металлические, как правило, серебряные накладные украшения в виде круглых блях (эрипэн) и продолговатых узких пластин (чилми). Но и здесь существовали гендерные различия: бисером и металлом украшали лишь женские шапки (нисэльми), тогда как мужские (онэкэ) только меховой опушкой, тканью и подшейным волосом. Зимой поверх капора носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

В межсезонье и летом праздничный традиционный эвенский костюм дополнял авун принципиально иной конструкции, нежели повседневный. Наиболее архаичными летними капорами были с отверстием на затылке. Такие головные уборы в конце XIX – начале XX веков еще бытовали у охотских эвенов и у эвенов Якутии. В это отверстие продевались волосы, однако атрибутируются данные капоры двояко: как женские «через это отверстие женщины пропускали свои украшенные косы» или, напротив, как мужские «чтобы мужчины могли продеть пучок волос или косичку».

Справка:

Якутская (Сибиряковская) экспедиция 1894–1896 годов была беспрецедентной по своим масштабам и научным результатам. Она охватила Якутский, Олекминский, Верхоянский и Колымский округа. Экспедиция работала более трех лет и собрала огромный материал по демографии, антропологии, языку, фольклору и верованиям якутов, русских, эвенов, эвенков, по их материальной культуре и экономическому строю и быту, а также по этнографии и быту населения Колымского округа, Чукотки, Камчатки. Именно здесь вел свои изыскания политический деятель и революционер, российский этнограф, один из ведущих исследователей Севера Владимир Иохельсон. В 1897 году он был избран членом Восточно-Сибирского отдела ИРГО. За работу «Бродячие роды тундры между Индигиркой и Колымой» он был награжден в январе 1900 года малой золотой медалью Восточно-Сибирского отдела ИРГО. Трижды награждался медалями РГО, а в 1916 году от Императорской Санкт-Петербургской АН получил премию им. М. Н. Ахматова. В общей сложности он провел в экспедициях более десяти лет, оставив после себя огромный фактический материал по культуре якутов, русских Сибири, юкагиров, ламутов, ительменов, алеутов, а также фотоиллюстративные коллекции, которыми пользуются ученые до настоящего времени.